четверг, 18 июля 2013 г.

Окно в прошлое: The Witcher



Автор: Белозеров Дмитрий
Дата написания: __.__.2010
Дата последней правки: 05.04.2021
Возрастное ограничение: 18+
[Версия для Игр@mail.ru] - старая версия рецензии

Жанр:
Role-Playing Game
Разработчик:
CD Projekt RED
Издатель:
CD Projekt
Локализатор:
Новый Диск
Страна:
Польша
Дата выхода:
2007
Платформы:
PC

Анджей Сапковский – польский писатель-фантаст, на счету которого множество произведений, однако наиболее популярным стал цикл о ведьмаке, включающий в себя несколько небольших повестей и три полноценные книги. История беловолосого мутанта Геральта стала культовой не только в Польше, но и на территории стран СНГ. Игра полностью основывается на литературном материале Сапковского, так что, прежде чем приступать к ее описанию, давайте разберемся в особенностях вселенной.


Итак, ведьмаки – это люди, подвергшиеся направленной мутации, чтобы впоследствии охотиться на чудовищ и убивать их. Маленьких мальчиков отбирали у родителей, проводили над ними ряд экзекуций, после которых, дети либо умирали, либо становились в разы выносливее. Во втором случае повышалась скорость реакции, вырабатывался полный иммунитет к болезням. Ведьмака зачастую выдают 4 атрибута: кошачьи глаза, медальон в виде знака ведьмачьей школы, вибрирующий при приближении чудовищ или магии, эликсиры, временно усиливающие различные навыки в несколько раз, и два меча: серебряный – для чудовищ и из метеоритной стали – для людей и обычных животных.

Мир, созданный Сапковским, крайне жесток. Люди являются главенствующей расой и презирают нелюдей: эльфов, краснобородов, низушков и, как ни странно, ведьмаков. Последние вынуждены работать за жалкие гроши и весь год скитаться по миру в поисках заработка. А работа опасная – сражения с чудовищами даже для них иногда заканчиваются плачевно. Здесь за доброе дело можно запросто получить нож в спину. Жестокий и очень мрачный фэнтезийный мир.


Адаптация первоисточника


У CD-Projekt за пять лет разработки было время как следует продумать концепцию, ролевую систему и, что немаловажно, склонить на свою сторону самого Сапковского. После провального фильма и очень среднего сериала по мотивам, писатель не хотел сотрудничать с авторами каких-либо мультимедийных проявлений «Ведьмака». Прежде чем он действительно одобрил проект, прошло несколько лет кропотливой работы над концепцией игры. Разработчики хотели сделать по-настоящему нелинейное повествование, где последствия любого выбора приводили бы к неожиданным результатам. Первым делом встал вопрос о выборе героя. Сначала CD-Projekt задумали генерацию персонажа – абстрактного ведьмака, не связанного с сюжетной линией книжного цикла. Но в конечном итоге было решено воскресить из мертвых самого харизматичного героя – Геральта. В конце концов, писатель нехотя начал творческое сотрудничество с разработчиками: принял участие в создании карты мира, декораций и даже одобрил одну из трех сюжетных веток, фактически, сделав ее каноничной главой наравне со своим книжным циклом.


Самая сложная задача – ввести непосвященных игроков в курс дела и обосновать потерю навыков героя. Разработчики пошли по пути наименьшего сопростивления – лишили Геральта памяти. В самом начале его без сознания подбирают другие ведьмаки, и в течение некоторого времени беловолосый мутант восстанавливает силы и память в крепости Каэр Морхен. Позже она подвергается нападению: неизвестные похищают все ценное, в том числе рецепты зелий и мутагены. Геральт отправляется на поиски таинственных воров.

Повествование разбито на главы: пять основных, пролог и эпилог. Действие происходит на маленьком клочке королевства Темерия, а точнее в окрестностях его столицы – Вызимы. Локации по своей площади очень далеки от бескрайних просторов Тамриэля из The Elder Scrolls. И, пусть, здесь нет открытого мира, зато окрестности Вызимы просто-таки напичканы интересными событиями и квестами. Забудьте про пустоту Oblivion – перед вами мир ручной выделки, что в ролевых играх большая редкость. На его изучение понадобится около шестидесяти часов – это как раз тот случай, когда сторонние квесты действительно интересно выполнять, и иногда они совершенно неожиданно оказывают влияние на основной сюжет. У каждого поступка есть последствия, и проявиться они подчас могут через несколько глав. Игра обязательно напомнит вам набором слайдов с комментариями Геральта, из-за чего произошло то или иное событие. Очень трудно предугадать, чем в очередной раз удивит сюжет. Это, фактически, та самая обещанная нелинейность, увеличивающая количество прохождений как минимум до трех раз. Можно метаться между людьми и нелюдями, а можно наплевать на всех, прикрываясь ведьмачьим нейтралитетом – выбор за вами. Тут нет картонных злодеев и рафинированных героев. Забудьте фэнтези-штампы про спасения мира. Геральт всего лишь пытается выжить.  Выбирать всегда приходится между злом и меньшим злом.

Примечание автора:
«Ведьмак» – взрослое произведение. Дело не только в жестокости, но и в эротике. В книгах Геральт был тем еще ловеласом, игра же продолжает эту традицию. В ней можно насчитать более двадцати женщин, готовых переспать с беловолосым ведьмаком. Любовные сцены коротки и абстрактны, зато по окончанию выдается карточка с достаточно откровенным изображением девицы.

Сотворив такой потрясающий по проработке мир, CD-Projekt предстояло помочь игроку влиться в него. Поэтому потеря памяти главного героя позволяет, не нарушая традиций вселенной, подстраивать ведьмака под себя. Фанаты Сапковского наверняка будут следовать характеру «старого» Геральта, чтобы прочувствовать наибольшее погружение.


Монструм, или Ведьмака описание


Что же касается непосредственно RPG-составляющей, то CD-Projekt не стали использовать ни одну из существующих популярных ролевых систем. Все представления нынешних ролевиков о прокачке основываются в большинстве своем на World of Warcraft, а у олдскульщиков на знаменитой D&D. Так вот в «Ведьмаке» все эти представления просто-таки выворачиваются наизнанку. Все, что вы знали до него о ролевых играх, абсолютно не вяжется со здешними находками. Привыкли нарезать толпы монстров ради очков опыта – отвыкайте. В «Ведьмаке» опыт выдается преимущественно за выполнение квестов. За убийства чудовищ тоже, но по крупицам. Это без сомнений очень верный ход – подталкивать игрока к погружению в мир и мотивировать его проходить дополнительные задания. Любителям жестокой и беспощадной Hack'n'Slash-прокачки здесь не место.


Как было сказано выше, за квесты даются очки опыта. Прокачиваться можно только в режиме медитации – для этого нужно найти костер или попросить NPC предоставить место у камина в доме. Улучшать можно как основные параметры (сила, выносливость и т.п.), так и боевку и знаки (магия ведьмаков). Навыки представлены в виде нескольких цепочек. Они разделены на бронзовые, серебряные и золотые умения. Поначалу за уровень дается только несколько бронзовых очков. Именно они вкладываются в основание цепочек навыков. Где-то в середине игры (при обильном выполнении квестов) становятся доступны серебряные умения, а в самом конце и золотые. Они ощутимо влияют на специализацию героя, так что выбирайте с умом – прокачать удастся только чуть более половины всех навыков. Сделать Геральта мечником с богатырским здоровьем или уйти в усиление знаков и ловкости – все зависит от вашего стиля. Определиться желательно как можно раньше. Если кое-как разбросать очки по нескольким цепочкам, позже играть будет очень сложно.

Еще одно нововведение – система эликсиров. Во многих других ролевых играх их можно хлестать литрами прямо во время боя. Здесь же они являются не традиционными лечилками, а своего рода временными перками. Одни ускоряют регенерацию здоровья, другие усиливают атаку Геральта в ущерб защите, перечислять можно долго. Употреблять зелья в неограниченных количествах не получится. Дело в том, что они токсичны для ведьмака. В интерфейсе предусмотрена шкала токсичности. В отличие от показателей здоровья и выносливости она изначально пустует. После заполнения примерно половины начинают появляться кровавые пятна перед глазами, снижается скорость реакции Геральта. Как только шкала полностью окрашивается – ведьмак умирает. С токсичностью нужно считаться практически все время. Бои здесь построены таким образом, что использовать эликсиры приходится в добровольно-принудительном порядке. Особенно это касается битв с боссами и толпами врагов. Банальное зелье регенерации здесь является обязательным минимумом. Вылечиться от интоксикации можно с помощью медитации или специальным лечебным эликсиром, который, правда, мгновенно прекращает действие всех активных эффектов от других снадобий.


Не стоит забывать про бомбы и смазки для мечей. Они делаются по подобию эликсиров: в режиме медитации выбираем алхимическую основу (для зелий – алкоголь высокой крепости, для смазок – жир, для бомб - селитру). В зависимости от ее качества нам будет доступно несколько слотов для ингредиентов. Последние собираются с растений или убитых животных при наличии открытых умений травничества и охоты соответственно. Также в игре присутствует группа квестов в духе "принеси десяток мозгов утопцев". Будьте внимательны: для того чтобы извлечь нужные ингредиенты, ведьмак должен получить сведения об искомых растениях и монстрах. Пополнить свои знания можно из тематических книг – на них придется изрядно потратиться.

Примечание автора:
Добытые части – далеко не первичные ингредиенты. Они содержат в себе одно или несколько веществ, которые и определяют состав зелья. Так что разные травы вполне могут быть идентичны.

Как же узнать, какие элементы требуются для конкретного эликсира? Первый вариант – варить наугад и испытывать полученное на себе. Метод сомнительный: неудачные зелья бьют по здоровью ведьмака, а шанс угадать верную комбинацию очень невелик. Второй вариант – тратиться на рецепты. Дорого, но надежно.

Помимо алхимии в «Ведьмаке» есть возможность крафтинга оружия. Во время игры нам встретятся куски метеоритной стали и руны. В зависимости от их цвета оружие приобретает определенные бонусы к характеристикам. Выковать его могут только кузнецы за отдельную плату. Также встречаются руны с временным эффектом – они наносятся на лезвие как смазка. Не забывайте и про точильные камни.


Поговорим об экономической стороне и снаряжении. Инвентарь в «Ведьмаке» нестандартный: всего лишь один слот для брони, один для серебряного меча, два для стального, несколько слотов для кинжалов и «быстрые» ячейки для эликсиров. Запасные же снадобья хранятся в сумке. В нее также помещается спиртное, ингредиенты и небольшие вещи вроде кремня для разжигания костров, книг, листовок и пр. Забудьте про таскание десятка комплектов брони и оружия, как в других ролевых играх. Доспехи Геральт не носит из-за особенностей ведьмачьего боевого стиля – можно рассчитывать только на более прочную кожаную куртку и эксклюзивный легкий доспех. С мечами, к счастью, ситуация не такая плачевная.

Экономическая система требует привыкания. Деньги тут можно получить, выполняя квесты, убивая редких чудовищ и продавая драгоценности. Накопить какую-то солидную сумму довольно-таки сложно – тратиться приходится довольно часто.


Режь, кромсай!


Пришло время рассказать об управлении персонажем и боевой системе. В самом начале игры нам предлагается выбрать один из режимов камеры. Всего их три: классическая дальняя, приближенная изометрия с мышиным управлением и вид от третьего лица с раскладкой WASD. Для полного погружения в сражениях и пущей зрелищности настоятельно рекомендуется последний вариант.

Геральт, как говорилось ранее, носит стальной и серебряный мечи. Ведьмак использует три стиля боя с каждым из них: силовой – медленные, но мощные удары против крупных и бронированных целей, быстрый – более слабые, но быстрые удары для небольших врагов, групповой – подходит для нескольких слабых противников.

Примечание автора:
Есть смысл ковать и покупать новые мечи – они обладают не только большей поражающей способностью, но и различными дополнительными эффектами, вроде оглушения или кровотечения.

Система комбинаций крайне оригинальна и проста в освоении. Не нужно закликивать врагов, просто нацельтесь на одного из них и нажмите ЛКМ – Геральт начнет атаковать сам. Как только ведьмак проведет комбинацию, курсор примет вид пламенного меча. Именно в этот момент нужно нажать ЛКМ еще раз, тем самым указав герою провести комбинацию более высокого уровня. Во время выполнения комбо на экране происходит мясная феерия: повсюду разлетаются брызги крови и отрубленные головы. Управляемого блока нет, Геральт сам уклоняется и парирует удары, а при соответствующем навыке отбивает мечом стрелы.


Большое разнообразие вносят знаки. Всего их пять, но чаще всего приходится пользоваться двумя наступательными. Практически незаменим знак Аард – с его помощью можно расчищать себе дорогу от обломков, сбивать с ног врагов и оглушать их. В последних двух случаях противники добиваются всего одним ударом меча, так что хорошо прокачанный Аард резко снижает сложность боев. Второй боевой знак – Игни. Геральт выбрасывает вперед огненную волну – она прекрасно действует против группы противников. Остальные три знака дают временный щит, ловушку и промывание мозгов, вводящее в ступор противника. Для использования магии требуется выносливость, которая при большом расходе восстанавливается крайне неохотно – часто приходится применять токсичный ускоряющий эликсир.


Полигоны и сэмплы


Графическая составляющая «Ведьмака» довольно спорная. CD-Projekt лицензировали у BioWare технологию от Neverwinter Nights – Aurora Engine. Учитывая дряхлость движка, разработчикам пришлось полностью переписать рендер. Программисты проделали огромную работу: заменили OpenGL на DirectX 9, добавили HDR, динамическую смену дня и ночи и погоды. К сожалению, деталями щеголяют модельки только первостепенных персонажей. Но, несмотря на все недостатки, с эстетической точки зрения игра выглядит цельно – здешние закаты просто прекрасны. Приятно удивил дизайн монстров, максимально соответствующий описанию Сапковского. Отдельного внимания заслуживает фееричная анимация боя.

Звук однозначно является сильной стороной игры. В записи саундтрека участвовал Адам Скорупа. Такую необычную смесь фолка, электронной гитары и смычковых я не слышал уже давно. В дополненном издании присутствуют аж целых десять языков. Как и предполагалось, самая лучшая озвучка – оригинальная польская.

Итог:
«Ведьмак» – это очень редкая в своем роде игра. Несмотря на нишевость и временами излишнюю хардкорность, в ней нашлось место оригинальным находкам, интересной вселенной и нелинейности. Одна из лучших RPG за последнее время.

Игровой процесс:
9
10
Игровой мир:
10
Графика:
9
Звук:
10
Удобство:
8
Реиграбельность:
Да
Интересный сюжет:
Да

Комментариев нет:

Отправить комментарий