понедельник, 3 сентября 2012 г.

Спец-статья: Обзор серии The Darkness


Автор: Белозеров Дмитрий
Дата написания: 08.08.2012
Дата последней правки: 29.09.2012
Возрастное ограничение: 18+
[Альтернативная версия для Игр@mail.ru]

Многие из вас, должно быть, не слышали о серии комиксов про молодого мафиози, обладающего таинственной древней силой – The Darkness. Первый выпуск увидел свет в 1996 году, однако, перенос вселенной в облик игры состоялся одиннадцать лет спустя. Это был летний релиз без крупной рекламной кампании и исключительно для консольной аудитории. Но вопреки всем сложностям, проект стал живой классикой, которую не стыдно пройти и в 2012 году, чего нельзя сказать о сиквеле. Сегодня мы поговорим о том, что же стало с серией в руках нового разработчика, и насколько сильно может разниться подход к «игроизации» комиксов.


The Darkness


Жанр:
First-Person Shooter
Разработчик:
Starbreeze Studios
Издатель:
2K Games
Страна:
Швеция
Дата выхода:
2007
Платформы:
Xbox 360, PlayStation 3

Студия Starbreeze стала известной в первую очередь благодаря чуть ли не лучшей игре по фильму – The Chronicles of Riddick: The Escape from Butcher Bay. Еще тогда, в 2004 году, шведские разработчики показали, насколько достоверно и бережно можно передать атмосферу первоисточника и даже приумножить ее. «Риддик» оказался не просто мордобоем от первого лица. Нам показали, каким персонаж был до событий обоих фильмов и ответили на многие вопросы. Так что издательство Top Cow сделало правильный выбор, отдав Тьму на попечение шведам. Те в свою очередь отказались от прямого переноса комиксов в формат игры, решив добавить свое авторское видение в проект. И у Starbreeze это получилось.

Мы играем за парня по имени Джеки Эстакадо, молодого гангстера семьи Франчетти. В свой двадцать первый день рождения герой проваливает задание босса – дяди Полли и навлекает на себя гнев огромного количества головорезов и лояльных преступникам сотрудников полиции. Но куда страшнее оказался тот факт, что в протагонисте пробуждается древняя сила Тьма, пожирающая все живое на своем пути. В результате Джеки приходится бороться не только с насущными проблемами, но и с демоном внутри, который постепенно набирает силу.

Сцена с первым появлением Тьмы запомнится вам надолго. "Through you, I will display my power"

Сценарий The Darkness, как ни странно, меньше всего напоминает комикс. Это трагичная и жестокая история с предательствами, горами трупов и нецензурной лексикой. Starbreeze очень скрупулезно передали атмосферу безысходности и безумия. Когда Тьма начинает ГОВОРИТЬ, становится не по себе, сердце сжимается от ужаса. Она постоянно нашептывает Джеки, сеет зерно сомнения в его действия, напоминает о том, что он всего лишь марионетка. А в определенный момент демон перехватывает контроль над телом и заставляет смотреть на зверства, творящиеся на экране. Герой понимает, что постепенно превращается в монстра, однако способности Тьмы нужны ему, чтобы отомстить своему дяде… за многое. Чем дальше, тем сильнее внутреннее противостояние, и тем безысходнее ситуация.

Однако, Джеки не так одинок, как кажется поначалу. Постепенно мы узнаем, что не только он желает Полли Франчетти скорейшей смерти. Нас ждет довольно большое количество сюжетных и необязательных персонажей. Проработаны они вполне на уровне игр ролевого жанра. С каждым можно поговорить по душам, взять сайд-квест или просто поделиться информацией. Диалоги написаны и озвучены великолепно – фирменная черта Starbreeze. Отдельно хочется отметить монологи Джеки, скрашивающие загрузки между уровнями. Сюжетная информация, истории из молодости, рассуждение о Тьме – даже такой хладнокровный наемный убийца, похожий к тому же на вокалиста метал-группы, кажется живым человеком. А уж сцена с любимой девушкой героя, где они, обнявшись, смотрят старый фильм, задевает самые тонкие струнки души.

Иногда вместо задушевных монологов Джеки просто ходит по темной комнате и крутит в руках оружие

О персонажах, сюжете и событиях The Darkness хочется рассказывать бесконечно – настолько она ими насыщенна. Но перед нами все же игра, а, следовательно, нельзя не упомянуть о других ее составляющих.

Устройство локаций представляет собой нечто среднее между The Chronicles of Riddick и Deus Ex – относительно открытые городские кварталы с возможностью свободного путешествия по ним. Перемещаться между ними можно как пешком, так и в метро. Метро – это своеобразная «фишка» The Darkness. Именно здесь вы встретите большинство действующих лиц и будете брать сайд-квесты. Примечателен тот факт, что в подземке Тьма отказывается появляться: «Эти ничтожные твари недостойны видеть меня!»

Игровая механика The Darkness оригинальна и необычна. Помимо огнестрельного оружия Джеки, находясь в темноте, может вызвать демона на помощь. Из-за плеч появляются две мерзкие змеиные головы, дающие протагонисту небольшую защиту от урона и сверхспособности, количество и мощь которых увеличиваются по мере прохождения. Сначала мы просто ползаем правой головой и внезапно нападаем ей на врагов из-за угла. Потом нам станут доступны демоническая рука, пистолеты Тьмы и на закуску черная дыра. У поверженных врагов можно пожирать сердца, от чего демон растет в силе – мерзкое, леденящее душу зрелище. Помимо основных способностей есть возможность вызывать слуг-миньонов – дарклингов. Эти услужливые чертенята в нужный момент оказывают вполне посильную помощь. Особенно хорош Lightkiller, экономящий патроны на отстреле источников света.

Призвав Тьму, Джеки получает что-то вроде ночного видения

Если вы думаете, что действие игры происходит исключительно в ночном Нью-Йорке, то это не так. Несколько раз обстоятельства забрасывают Джеки в параллельное измерение, где все еще идет Первая мировая война, правда, ее участники похожи скорее на зомби, чем на людей. Довольно сюрреалистические декорации и враги – убить их окончательно может только поедание сердец. Там же мы встречаем прадеда героя, который дает ему полезную информацию касательно Тьмы.

Однако, назвать геймплей The Darkness идеальным и поставить 10 из 10 все же не получается. В первую очередь раздражает искусственный интеллект, как у врагов, так и у напарников. Бандиты зачастую стоят на месте как истуканы и вяло пользуются укрытиями. Разработчики компенсируют этот недостаток нечеловеческой меткостью – если вас увидели, делайте ноги, грамотно применяйте все доступные способности и аккуратно отстреливайтесь. Осложняет ситуацию хлипкость самого Джеки. Буквально несколько выстрелов, и он труп. Однако, назвать это однозначным недостатком нельзя. Тут действует «эффект Max Payne» –  каждая перестрелка является своего рода квестом: нужно правильно разыграть имеющиеся на руках карты. А вот тупость дарклингов Starbreeze прикрыть ничем не удалось. Они иногда не слушаются приказов и ведут себя непредсказуемо (в случае с Kamikaze это может стоить вам жизни).

Второй недостаток – некоторое однообразие игрового процесса. Но, во-первых, перемещение между мирами здорово разбавляет обстановку, во-вторых, сюжет и сайдквесты не дают заскучать, а в-третьих, можно развлекать себя самостоятельно, сделав упор на способности Тьмы: протыкать очередного гангстера шипом или засасывать группу неприятелей в черную дыру одновременно эффектно и эффективно. Действительно сложно вам придется только в альтернативном измерении до получения пистолетов Тьмы, убивающих зомби-немцев раз и навсегда.

Казалось бы, самый обычный турельный эпизод. Но заканчивается он эпичной битвой с... непонятно кем

Отдельно хочется отметить чувство персонажа – еще одну фирменную черту Starbreeze. Никакого перемещения по рельсам с покачивающейся камерой. В The Darkness тело Джеки не только ощутимо в обратной отдаче, оно банально видно на экране: руки огибают препятствия и стены, а посмотрев вниз, можно увидеть ноги. Достоверности добавляют фаталити в ближнем бою. Иными словами, дело не только в правильно подобранном FOV, плавном размытии при поворотах камеры, но и в куче точечных анимаций. Единственная претензия к управлению – очень странный автоприцел. Привыкнуть к нему можно, но если вы не играли раньше в шутеры на геймпаде, будет очень сложно освоиться.

Примечание:
Необязательными элементами игры являются телефонные разговоры и телевизионные передачи. По уровням разбросаны бумажки с номерами. Если по ним позвонить в автоматах метро, то вы получите бонусный контент в меню Extras и станете свидетелем уморительных монологов. По телевизору же можно посмотреть новости (они зачастую касаются действий героя), фильмы и музыкальные клипы. Мелочь, а приятно.

Графическая составляющая The Darkness до сих пор практически не устарела. Отличные модели персонажей, неплохая реализация волос (у Джеки они колышутся при движении), плавная анимация и грамотная работа с освещением. Но хороша, прежде всего, не техническая сторона вопроса, а артовая. Головы тьмы выглядят действительно мерзко и чужеродно, постэффекты на экране, когда демон общается с нами, аутентичны. И даже мрачная цветовая гамма работает на готическую атмосферу.

Больше всего дизайнеры постарались в альтернативном мире

Звуку Starbreeze уделили особое внимание. Как уже говорилось ранее, озвучка выше всяких похвал, в частности самой Тьмы. Голос ей подарил вокалист Faith no More Майк Паттон. Из него получился самый жуткий и харизматичный демон в видеоиграх. Правильные интонации и постобработка решают все. Музыкальное сопровождение тоже прекрасное – огромное число лицензированных треков альтернативных групп. Не забыли и про спокойные и трогательные композиции. Вместе все эти составляющие делают чуть ли не половину атмосферы игры.

            Итог:
The Darkness – одна из самых незамеченных и недооцененных игр поколения на ряду с Enslaved или Bulletstorm. В ней есть недостатки, но на фоне сюжета и атмосферы они становятся незаметными. Да и где еще можно увидеть настолько же достоверную борьбу с демоном внутри. Необычный экспириенс и куча эмоций гарантированы. Если у вас есть консоль, бегите в магазин.

Игровой процесс:
8
9.0
Игровой мир:
10
Графика:
9
Звук:
10
Удобство:
8
Реиграбельность:
Да
Интересный сюжет:
Да


The Darkness II


Жанр:
First-Person Shooter
Разработчик:
Digital Extremes
Издатель:
2K Games
Страна:
Канада
Дата выхода:
2012
Платформы:
PC, Xbox 360, PlayStation 3

Появившаяся информация о второй части вызвала бурю негодования немногочисленных фанатов оригинала. Разработку сиквела передали в руки Digital Extremes, которые за всю свою игровую карьеру отметились только невнятным трэшем Dark Sector и помощью Epic Games с Unreal Tournament. По понятным причинам рассчитывать на уровень первой части (про «превзойти» даже не говорится) было глупо.

В первую очередь хочется сказать про сценарий, который здесь писал один из авторов одноименной серии комиксов Пол Дженкинс. Дело в том, что перед нами сюжет не игры, а именно среднестатистического современного комикса. Иными словами, никто не стал утруждать себя такой вещью, как адаптация. Многие комиксы рисуются для детской аудитории, а, следовательно, в них присутствует огромное количество отборного бреда и просто наивности. Так вот сюжет The Darkness II полностью вобрал в себя все эти недостатки. Первая часть была хороша тем, КАК она обыгрывала и раскрывала события комиксов. Авторы сумели сделать самостоятельное произведение, взрослое и жестокое. То, что мы видим в сиквеле, кажется каким-то фарсом и пародией. И дело даже не в цветастом графическом стиле.

А ведь начинается все "за здравие"

Первый удар под дых мы получаем, когда с главным героем начинает разговаривать пьяная, сорвавшая голос старуха, которая почему-то тут называется Тьмой. Майк Паттон, прочитав сценарий, очевидно, решил не напрягаться. Демону отводится не так много диалогов, можно даже сказать, что их преступно мало. Большую часть игры мы слышим «Stay away from the light», которая обычно сливается с фоновым шумом. Остальные же фразы неизобретательны и ни разу не трогают (да и озвучены они довольно паршиво).

Джеки тоже изменился. Из мрачного гангстера он превратился в метросексуала с пышной шевелюрой и странным говором. Новый актер плохо расставляет акценты в предложениях и толком не умеет ругаться. Это было бы не столь критично, если бы Digital Extremes не стали подражать первой части с ее монологами. В сиквеле они насквозь фальшивые и зачастую пережевывают уже раскрытые темы. На фоне отвратительной актерской игры безвкусные тексты воспринимаются уже как само собой разумеющееся. Почему, например, тетя Джеки вдруг начала говорить «по-пацански»? Почему единственный оставшийся дарклинг пошло шутит, мочится на трупы и постоянно портит воздух?

Рожица нашего миньона через некоторое время вызывает тошноту

Картонный главный злодей не идет ни в какое сравнение с дядей Полли – безликий фрик, который хочет прибрать демона Джеки к своим рукам. Это при том, что армия его приспешников (откуда в каком-то братстве столько людей – отдельный вопрос) использует различные способности Тьмы. Каким образом она может частично находиться в нескольких носителях одновременно? И таких странных недосказанностей и просто сюжетных дыр в The Darkness II полно. Особенно заметными они становятся ближе к концу, когда авторы даже не пытаются объяснить чертовщину, происходящую на экране. Отдельный подзатыльник хочется отвесить за концовку, которая противоречит ранее полученной информации.

И все же The Darkness II иногда приятно удивляет. Безусловно, удалась вступительная часть уровня в борделе, поездка на «вагонетке ужасов» и, самое главное, несколько эпизодов в психиатрической лечебнице. В последних весь сюжет игры, да и в принципе реальность происходящего ставятся под сомнение, и именно здесь диалоги отличаются хорошими текстами. Довольно неплохая замена потустороннего мира оригинала, однако же стрелять не придется – ходим по территории и общаемся с персонажами.

К сожалению, подобных мирных эпизодов в игре немного. Digital Extremes решили сделать из сиквела самый обычный шутер для широкой аудитории. В этом случае просто нельзя было не превратить двух торчащих из-за спины змей в оружие массового уничтожения. Теперь головы Тьмы могут хватать предметы и швырять их, наносить оглушающие удары и захватывать врагов для переработки в здоровье, энергию для спец-атак и патроны. Вы не ослышались – патроны. Спец-атаки тоже вызывают некоторые вопросы: вселение Тьмы в пули для усиления урона и позаимствованный плазмид из Bioshock – рой насекомых. Пожирание сердец в сиквеле лечит героя, а очки для прокачки даются за любые убийства, любым возможным способом. Иногда на уровнях встречается что-то вроде теневого портала, при входе в который, открывается меню со списком перков. И тут логика окончательно покидает разработчиков: например, можно получить дополнительную обойму с патронами, когда Джеки находится в темноте, – вы серьезно? Прокачка оружейных способностей в шутере логична, но здесь она противоречит сеттингу. Каким образом усиление способностей Тьмы может сказываться на характеристиках оружия?

Джеки с прокачанной теневой броней. В первой части она выглядит гораздо более органично и естественно

Если абстрагироваться от нелогичной прокачки, то от процесса все же можно получать удовольствие – стрельба в The Darkness II реализована неплохо. Сначала мы уничтожаем довольно слабых врагов, однако, где-то ближе к середине приходится думать головой – лобовая атака зачастую обречена на провал. Появляются противники с теневыми щитами, теневыми плетьми и теневым ускорением. Причем, на последних уровнях на нас выбрасывают такие комбинации, что становится даже, не побоюсь этого слова, интересно играть. На особом счету теперь светошумовые гранаты и специально расставленные прожекторы. Стоит только попасть в их свет, как перед глазами появляется белая пелена, а на заднем фоне слышится сдавленное и истеричное: «Stay away from the light!» Ведь теперь в экшен-эпизодах Тьма висит за плечами постоянно – по желанию призывать ее нельзя.

Визуально The Darkness II напоминает оживший комикс. Хорошо это или плохо решать вам, хочется лишь отметить излишнюю мультяшность Тьмы. В остальном же все более или менее органично, разве что анимация излишне рубленная и неживая.

Этот прием удивляет только в первый раз. Потом он начинает раздражать - слишком часто нам придется лицезреть его на экране

Однако, куда больше негодования вызывает звуковое сопровождение. Про плохую игру актеров уже упоминалось выше (есть и приятные исключения), но этим не обошлось. Например, постэффектов при разговоре Тьмы нет вообще. Демон ли к нам обращается? Оркестровый саундтрек неплох, но он совершенно не подходит для динамичного геймплея. Вместо забористого метала и спокойных композиций на заднем фоне постоянно играет заунывное нечто. Особенно раздражает появление ударных при пожирании сердец – это происходит каждый раз.

            Итог:
Сказать в адрес The Darkness II что-то положительное очень сложно. Digital Extremes сделали неплохую игру-комикс и одновременно с этим просто-таки тошнотворный сиквел. Огромное количество сюжетных и логических нестыковок, плохо написанные диалоги и полное отсутствие фирменной мрачной атмосферы оригинала, но все же есть бодрый экшен и стильное графическое оформление. Новичкам вполне может понравиться, а ветеранам серии категорически противопоказано – эффект от прохождения сиквела для них будет подобен скрежету металла по стеклу.

Игровой процесс:
8
6.0
Игровой мир:
6
Графика:
8
Звук:
6
Удобство:
8
Реиграбельность:
Нет
Интересный сюжет:
Нет

Комментариев нет:

Отправить комментарий