Предисловие
Rage – игра противоречивая, так что немудрено, что мнение о ней менялось по ходу прохождения. Вот как это было...
Четверг, 6 октября 2011 г. Дурные вести
Хорошо, что я глянул форум стима прежде чем бежать в магазин за свеженькой ПК-версией Rage. Увиденное привело меня в шок. Игра вылетает при запуске, теряет текстуры на глазах и имеет проблемы с производительностью на достаточно мощных ПК. Можно было бы купить консольную версию, но знаете ли, одно дело потратить 500 рублей, а другое 2000. Такие незапланированные траты заставили бы меня отказаться от Ace Combat или Uncharted 3. А вот хрен! Подожду 10-го патча и 100-го хотфикса. Но Кармака надо за такое побить камнями – настолько не отлаженного кода у id не было никогда. Подобное можно ожидать только от серии Gothic.
Понедельник, 24 октября 2011 г. Первый запуск на ПК
Пропатченная игра на рекомендуемых драйверах AMD Catalyst 11.10 Preview B2 для Radeon HD 5850. Minecraft бы позавидовал =)
Вторник, 1 ноября 2011 г. Драйвера 10.10. Первые впечатления
Дождавшись драйверов на свой горемычный Radeon HD5850, запустил давно лежавшую на жестком диске Rage – ситуация с текстурами почти нормализовалась (но выглядит все равно хуже, чем на Xbox 360). И меня за примерно три часа геймплея постигло разочарование. Rage, друзья, это не шедевр, это даже не отличная игра. Проблема в том, что она средняя почти по всем параметрам.
Поговорим о главном фейле Кармака его новом движке id Tech 5. Была заявлена технология MegaTexture, которая позволяет покрывать огромные пространства одной текстурой. Но почему-то в игре она прямо на наших глазах умудряется грузиться по частям. Особенно не повезло версии для PS3, где процесс стримминга происходит наиболее заметно. При этом совершенно не понятно, чему там вообще грузиться – текстуры в Rage очень низкого разрешения. Доходит до того, что вместо клавиатуры или надписей мы видим набор пикселей. Я не наблюдал подобного со времен Quake 1, 2 в играх, претендующих хотя бы на звание игры класса А. В помещениях Rage сливает вышедшему в 2004 году DOOM 3. На открытой местности еще все более-менее терпимо из-за масштаба. Второй главной проблемой игры является OpenGL, который достаточно сильно отстал от DirectX. В игре, фактически, отсутствуют шейдеры, так что на местную воду лучше вообще не смотреть, да и эффекты не сильно впечатляют. Окончательным выстрелом в голову являются карты теней и освещения, что в 2011 году вообще нонсенс.Спасает все это безобразие дизайн уровней и персонажей, но это заслуга художников, а не программистов. Технологически картинка получилась устаревшей, а технология мегатекстуры кажется полным бредом (никакого преимущества она вообще не дает, учитывая подгрузки).
Проблема не только в технологии, в самом геймплее игры есть куча недоработок. Насчет гонок на багги говорить не хочется вообще. Физика отвратительная, ездить совершенно неинтересно. С шутерной частью не все так плохо, но нареканий найдется вагон. Например полностью отсутствует чувство персонажа. Как он передвигается, стреляет и как взаимодействует с окружением – так уже не делают в шутерах очень давно. Езда по рельсам с вяло покачивающейся камерой. Оружие чувствовалось бы гораздо лучше, если бы враги не умирали от выстрелов настолько картонно и неинтресно. А спуск по тросу... лучше вообще не вспоминать. Добивает все это безобразие читерское воскрешение, которое к тому же парализует электричеством всех врагов вокруг – очень "интересно". Так что отсутствие чекпоинтов начинаешь воспринимать как должное – они в игре в принципе не нужны. Разве что ваш автомобиль уничтожат, а вы последний раз сохранялись час назад...
Еще можно посетовать на отсутствие нормального сюжета (а нам обещали) и отвратительное звуковое сопровождение, начиная от выстрелов, заканчивая идиотской музыкой во время гонок.
Итог, друзья мои, печален. Rage очень похожа на своего же главного героя: пришелец из прошлого очнулся в современном мире и просто не вписывается в него. Выйди игра года 4 назад, все были бы счастливы. Но сейчас стандарты в игровой индустрии уже другие, да и требования к проработке выше. Классической ситуации, когда все боготворили Кармака за графический прорыв и завышали его играм оценки, не суждено было повториться – движок технически далеко не самый удачный на сегодняшний день. А чтобы сделать современную игру, у id просто не хватает опыта. Но амбиции были велики, последовало заявление, что Rage отойдет от канона чистокровных ПК-шутеров и будет нацелена на консольную аудиторию. Но это наглая ложь: по ощущениям это все тот же шутер родом из 90-ых, неровный, местами недоделанный и сырой. Именно амбиции супер-ААА проекта погребли под собой вышедшую игру. Гоночная часть сделана из рук вон плохо, сюжет банален, открытый мир является лишь декорацией. И все же атмосфера в Rage проклевывается, а персонажи удались. Иногда даже кажется, что перед нами альфа-версия чего-то действительно грандиозного, но это к сожалению не так.
Пятница, 2 декабря 2011 г. Драйвера 11.11b. Попытка вторая
Очень неоднозначная ситуация сложилась с ПК-версией. Первый патч поправил работу игры на видеокартах nvidia, но с AMD пришлось очень туго. Различные версии preview-драйверов лишь частично спасали ситуацию, а некоторые приводили Rage в полностью неиграбельное состояние. Но и на улице "красной графики" наступил праздник – вышли драйвера 11.11b. Теперь можно смело выкручивать кэш текстур и AF на максимум, не боясь ужасных подзагрузок окружения. Так что вы вполне можете себя ощутить на уровне владельцев Xbox 360, ведь игра даже на моей не самой мощной машине почти всегда выдает 60 FPS без каких-либо серьезных просадок. С большим кэшем текстуры подгружаются не только почти незаметно, но и увеличилась дальность их прорисовки, так что Rage уже не вызывает того рвотного рефлекса, который был на драйверах 10.10 с маленьким кэшем (при включении большого на экран выползали артефакты). Удалось чуть подольше поиграть.
Мнение об игре поползло вверх, хотя назвать Rage качественных хитом я все же не могу. Дело все в перестрелках. Это странно говорить после того, как я вылил ушат помоев на игру месяц назад, но все же детище Кармака не так безнадежно, как казалось поначалу. Появились интересные перестрелки и враги, которых не так просто победить. Из-за этого в полную меру заработали апгрейды оружия, например стрелы с динамитом для арбалета. Стандартные пули стали куда менее востребованы – большая часть врагов тем или иным образом хорошо защищена, и еще противники очень любят уворачиваться от выстрелов, что заметно сказывается на расходе боезапаса. Вот именно в такие моменты Rage расцветает – в нем просто интересно стрелять. id явно поработали над динамикой (именно из-за нее я буквально засыпал в Doom 3). Враги юркие и толстокожие, а если вы забыли закупиться в местом магазине, то приходится вести счет буквально на каждый патрон.
И отсюда выкристаллизовывается главная проблема игры – она слишком амбициозна, чтобы быть чем-то большим, чем просто шутер. Все эти гонки, заезды по пересеченной местности – пустая трата времени и нервов. Если бы нас телепортировали сразу к месту задания, то игре можно было ставить на один-полтора балла больше. В этом случае Rage воспринимался бы линейным шутером с возможностью в перерывах между перестрелками походить по городам, затариваться у торговцев и брать дополнительные квесты. Такое мы уже видели в The Darkness, Chronicles of Riddik и частично в Метро 2033, например. В них не было открытого мира, что избавляло разработчиков от дикого геморроя с его наполнением, проработки физики транспорта. id же оставили по сути неработающие элементы, которые нужно было отбросить еще на стадии альфа-версии, когда уже и так было понятно, что в пустом открытом мире ничего кроме кривых донельзя гонок разработчикам предложить нечего. Но перед нами студия, которая никогда не делала консольных игр, и не делала вообще никаких игр с 2004 года. id не научились следить за веяниями современной игровой индустрии. Rage умудряется сочетать в себе новомодные фишки, вроде регенерации, и вещи, которые в 2011 году смотрятся настолько анахронично, что просто диву даешься. Но если в том же Serious Sam 3 или Deus Ex HR это сочетание сделано очень искусно и органично, то игра Кармака смотрится каким-то адским, криво собранным паззлом, составные части которого как будто выдернуты из разных эпох. Раскладка геймпада возвращает нас во времена приставок прошлого поколения, графический стиль располагается на стыке мультяшности Borderlands и реалистичной картинки. Сохраняться приходится вручную (что при квазиориентации игры на консоли выглядит несколько странно, на геймпаде нет F5/F9). В игре даже есть бинты, чтобы ускорить восстановление здоровья (ага, аптечки при авторегенерации, да вы издеваетесь), при том, что после смерти героя можно оживить дефибриллятором, попутно оглушив врагов вокруг себя в приличном радиусе.
Продолжать список кривостей можно бесконечно. Давайте четко определимся, что же в Rage хорошо, а что плохо.
Плюсы:
+ Шутерная механика по мере прохождения становится более сложной и интересной
+ Апгрейдам оружия действительно находится применение, но не все их них доработаны...
+ Дизайн локаций, в особенности городов. С эстетической точки зрения графика по большей части радует глаз, если не начинать всматриваться в технические особенности движка
+ Колоритные персонажи
Минусы:
- Открытый мир пуст и безжизнен, если не считать респавнящихся назойливых бандитов на вышках и багги
- Гонки отвратительны даже по меркам не самых лучших автоаркад. Физика багги неинтересная, апгрейды (кроме оружейных) не делают погоды
- Сюжет содержится только в красивом начальном ролике. В игре же нудная и предсказуемая научно-фантастическая хрень
- Технические проблемы движка id Tech 5, который в течение двух месяцев нормально работал только на Xbox 360. Помимо проблемы стимминга текстур, который не высмеял только ленивый, оказалось, что эти самые текстуры сделаны в достаточно посредственном качестве. Бзик Кармака по поводу открытия кода своих движков оказался фатальным – OpenGL, который смотрелся в 90-ых и начале 2000-ых более чем достойно, теперь проигрывает DirectX, особенно в плане шейдеров (посмотрите на отвратительную воду в Rage и металлические поверхности, которые выглядят как пластмасса).
- Невероятные амбиции проекта, который приподносился геймерам как минимум лучшим шутером года.
Как видите, на каждый плюс, у Rage найдется свой минус. У id не было другого выхода, кроме как выпустить игру в виде "как есть". Доработка всех ее элементов заняла бы слишком много времени (хотя, берут сомнения, смогли бы разработчики довести все до ума в принципе), а если обрезать все лишнее, то больше половины обещаний Кармака просто ушли бы в небытие.
Rage можно полюбить, если перетерпеть пару часов в начале, если отбросить и попытаться не замечать не работающих элементов, если закрыть глаза на технические недоработки, если додумывать, что мир вокруг имеет какое-то второе дно... Но слишком много "если". Качественная хитовая игра должна приносить удовольствие без множества оговорок. Поэтому 7 из 10.
Суббота, 3 декабря 2011 г. Хэдшот
Rage – это тот случай, когда игру проходить до конца не стоит. Все, что я писал про нее раньше все еще актуально, однако, стоит добавить в список минусов еще один пункт – концовку, точнее ее полное отсутствие. Нет никакого финального босса или последней напряженной битвы. Лишь рядовой отстрел мутантов, который заканчивается скоротечным CG-роликом. Так что можно смело вычитать 0,5 баллов из 7, которые я ей поставил буквально вчера. Да, друзья, перед нами самый оглушительный провал года 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий