пятница, 17 сентября 2021 г.

Chi-Fi — китайские наушники, которые смогли

Предисловие: перед вами уже вторая — расширенная версия статьи про мою коллекцию наушников. Менее чем за полгода в моем сетапе произошло достаточно изменений, чтобы взглянуть на тему по-новому. Постараюсь исправить все неточности и привести более достоверную информацию. Погнали!

Рассуждая о наушниках, я зачастую избегаю объективных данных, так как, во-первых, аппаратуры для их измерения у меня нет, во-вторых, звук — настолько субъективная вещь сама по себе, что, даже имея на руках все циферки и графики, никогда не получится точно экстраполировать их на фактическое звучание. Впрочем, судя по моим удачным приобретениям без прослушивания, со временем я все же научился это делать.

Данная статья не претендует на какой-либо по-настоящему профессиональный обзор. Перед вами, по сути, попытка сравнить звучание ранее неведомых мне наушников. Аппаратура совершенно разного класса и ценовой категории — все из собственной коллекции (+ небольшой бонус в конце).


На чем слушаем

  • выходы 6,3 мм и 4-pin XLR с ЦАП S.M.S.L SU-9 и усилителя S.M.S.L SH-9 (подключение USB 24 бита 192 кГц, подключение Toslink 24 бита 96 кГц, фильтр “Fast Roll-off Linear Phase”, усиление 0дБ и +10 дБ), плееры Foobar2000, PowerAmp;
  • выход 3,5 мм со звуковой карты Creative Sound BlasterX AE-5 (режим Direct, 24 бита 96 кГц, фильтр «Быстрый Roll-off», нормальный и высокий уровни усиления), плеер Foobar2000;
  • выход 3,5 мм смартфона Samsung Galaxy A51 (плеер PowerAmp, аудио-интерфейс Samsung UHQA PCM, 16 бит 48 кГц).


Что сравниваем

В моей коллекции присутствуют две пары магнито-планарных наушников: HIFIMAN HE-400i и HIFIMAN Sundara, три динамических «полноразмера»: Audio-Technica ATH-M50x, Sennheiser HD 599 и HarmonicDyne Zeus, а также внутриканальные «гибриды» TRN-VX. Что касается более раннего опыта прослушивания — в свое время я в полной мере ознакомился с накладными Sennheiser PX 100, открытыми полноразмерными Sennheiser Eh 350, закрытыми Sennheiser HD 215-II и внутриканальными Sennheiser CX 400-II.

Нажмите для увеличения


Японская яркость

Для начала разберем звучание Audio-Technica ATH-M50x, и почему вообще появилась идея заиметь несколько наушников. Изначально я слушал музыку на Sennheiser HD 215-II в связке со звуковой картой Asus Xonar U7. Но, когда последняя приказала долго жить, приобрел Creative Sound BlasterX AE-5. С ее ровным и детальным звуком стало очевидно, что HD 215-II воспроизводят далеко не весь подающийся на них материал. Поэтому на замену были выбраны Audio-Technica ATH-M50x — полноразмерные наушники более высокого класса, но имеющие ряд особенностей.

Охарактеризовать звучание ATH-M50x достаточно легко: они словно с ноги пропихивают музыку в уши. Закрытая конструкция и настройка динамиков создает мощнейшее звуковое давление и массивный бас. Вкупе с явно выделенной границей средних и высоких частот и небольшим акцентом в области вокала получается достаточно универсальная W-образная подача, дающая чувство драйва как в метал-жанрах, так и в электронике. Однако длительное прослушивание сильно утомляет уши, а «середина» звучит чрезмерно монолитно и местами зажато. Несмотря на неплохое позиционирование музыкальных образов, ширина и глубина сцены практически нулевые: наушники генерируют звук исключительно внутри головы, хотя он достаточно разборчив, чтобы избежать откровенной каши, но — увы — далеко не всегда. Бас сильно поднят: при закрытом исполнении чаш это негативно сказывается на читаемости инструментов в этом диапазоне: они буквально утопают в утробном эмбиенте. «Низ» умеренно медлительный, смазывает панч и наползает на нижний диапазон средних частот. Такой звук либо нравится сразу, либо не нравится совсем. Я довольствовался им далеко не один год (воздушная подача Sound BlasterX AE-5 немного компенсировала низкочастотный «кисель»), но со временем появилось желание приобрести что-то более академичное для сложных жанров, вроде симфонической музыки и неофолка.

Впрочем, частично исправить ситуацию с ATH-M50x все-таки можно — заменой стандартных амбушюров на что-то сильно отличающееся по геометрии. Для меня таким решением стала покупка небезызвестных Brainwavz. Перед их установкой на наушники необходимо вырезать из заводских амбушюров поролоновые прокладки и поместить перед динамиками. Такого рода демпфирование (не предусмотренное Brainwavz) позволит заметно снизить резкость высоких частот. После столь нехитрой модификации ATH-M50x зазвучали заметно интереснее: гул практически ушел, появилось какое-никакое чувство удара, а посадка на ушах из, в лучшем случае, терпимой превратилась в чуть ли не идеальную. Расплатиться за это пришлось чуть более отдаленной «серединой» и увеличившимся парниковым эффектом. В целом, слушать ATH-M50x стало приятнее, но универсальности им модификация прибавила несильно, да и невыдающаяся для Mid-Fi класса детализация осталась на прежнем уровне.


Немецкая строгость

На Sennheiser HD 599 я обратил внимание в первую очередь потому, что у меня уже был длительный опыт прослушивания наушников от этой фирмы. Eh 350 и HD 215-II куда более бюджетные модели, но даже по ним прослеживалось фирменное звучание Sennheiser: акцент на высоких частотах, хорошее разделение партий и «бархотистость». Имея примерный ценовой диапазон и график АЧХ, можно предположить, как будет звучать модель подороже. И в своих расчетах я не ошибся.

Sennheiser HD 599 сразу же огорошивают объемом сцены: она далеко не такая широкая, как в других — более открытых моделях, но по сравнению с ATH-M50x куда лучше разделяются партии инструментов. Наушники создают перед слушателем виртуальный конус, внутри которого размещают вокал и основные инструментальные партии, в то время как перкуссия и другие воздушные эффекты «выходят» и за его пределы. Возросла детализация «середины»: она не скрывается за басами и высокими частотами. Впрочем, последние, хоть и явно выделены, не воспринимаются излишне резкими, благодаря протяженности и мягкости. «Низы» выпирают больше, чем в других моделях от Sennheiser: присутствуют скорость, панч и детализация, но про вменяемый саб-бас можно забыть. Нижний диапазон звучит несколько зажато, что контрастирует с шириной средних и высоких частот. И даже тяжеловесный характер S.M.S.L ситуацию особо не выправляет.

Все это накладывает ограничения на универсальность звучания HD 599: они отлично подают live-записи, джазовые и симфонические композиции, прогрессивный и психоделический рок, средневековый фолк и неофолк. Техничный дэт-метал выигрывает, только благодаря более читаемым партиям бас-гитары. Что касается хэви-, трэш- и блэк-метала, а также электроники — ATH-M50x зачастую имеют преимущество: напористая и басовитая подача куда лучше сочетается с этими жанрами. Она же в тандеме с низким сопротивлением и высокой чувствительностью прекрасно дружит со смартфонами. Впрочем, бархатное звучание HD 599 и их открытая конструкция позволяют просидеть за прослушиванием музыки намного дольше, прежде чем уши потребуют перерыва. Однако для того, чтобы их раскрыть, понадобятся источник как минимум уровня Sound BlasterX AE-5, lossless-форматы (желательно Hi-Res) и длительный первоначальный прогрев.


Китайский колорит

Отвлекусь от описания полноразмерных наушников и уделю внимание внутриканальным. Мне они нужны в первую очередь для комфортного прослушивания музыки на смартфоне. У Samsung Galaxy A51 хотя и далеко не лучший звук, он с легкостью обставляет оный от Apple и достаточно разборчивый, чтобы сконвертировать музыкальную библиотеку не в стандартный mp3 320 кбит/с, а, например, OGG Vorbis q10. Sennheiser CX 400-II, несмотря на свою немаленькую цену, сваливали высокие частоты в неприятную, режущую слух кашицу, и со временем вышли из строя.

Когда я узнал про существование китайских внутриканальных гибридных TRN-VX и то, как их расхваливают обзорщики на YouTube, меня это изрядно смутило. Тогда я еще не был готов принять тот факт, что на AliExpress можно купить качественную аудиотехнику. Но хорошая цена на распродаже все-таки подтолкнула меня рискнуть. Потратив на наушники и более солидный кабель для них 3900 рублей, я морально готовился к тому, что звучать они будут если и не хуже CX 400-II, то вряд ли сильно лучше. К счастью, я заблуждался.

Амплитудно-частотная характеристика TRN-VX

Как оказалось, несколько правильно настроенных бюджетных излучателей могут выдать намного более качественный звук, чем один компактный фирменный динамик. TRN-VX охватывают буквально весь слышимый диапазон и местами подают его профессиональнее полноразмерных Audio-Technica ATH-M50x (с заводскими амбушюрами). Так как динамическому излучателю оставили только бас и нижнюю «середину», отыгрывает он их с особым смаком. Низкие частоты столь же выражены как у ATH-M50x, но в отличие от них куда более хлесткие и быстрые, из-за чего электронные ударные с альбомов Daft Punk — Discovery и Zardonic — Antihero способны как следует помассировать уши и мозг.

Средние и высокие частоты дали на откуп шести излучателям с балансным якорем. «Из коробки» их яркость и звонкость были на грани комфорта, однако после 12 часов прогрева звук смягчился, но ничуть не убавил в детальности. Охарактеризовать его можно как «рассыпчатый» — в хорошем смысле, особенно для использования в связке со смартфоном. Благодаря двум заметным подъемам на высоких частотах, не только компенсируется бас, но и возникает иллюзия детализации даже на скромных по характеристикам источниках. Диапазон выше 15 кГц заметно приспущен по громкости, что опять же — снижает привередливость наушников и позволяет без боли подключать их к Bluetooth-ресиверам от TRN. В общем, универсальное во всех смыслах решение, звучание которого намного опережает цену.


Волшебство, витающее в воздухе

К наушникам с изодинамическими (по-другому — магнито-планарными) излучателями я присматривался еще задолго до покупки Sennheiser HD 599, наглядевшись обзоров про линейку от Audeze. Такие классические представители, как LCD-2 и LCD-X всегда привлекали внимание в первую очередь, однако цена мгновенно отрезвляла: покупать их без предварительного прослушивания уж точно не стоит. К тому же возникали опасения (позднее подтвердившиеся), что Sound BlasterX AE-5 не сможет их раскрыть на 100%. Некоторое время я рассматривал покупку более доступных Audeze Mobius или Penrose, однако смущала закрытая конструкция (для «изодинамов» это является фактором риска преждевременного повреждения мембраны) и небольшой размер чаш. Чуть позже я обратил внимание на китайскую модель HIFIMAN HE-400i, но цена в 36 000 рублей все еще вызывала сомнения. Да и тот факт, что на осенней распродаже AliExpress она опускалась чуть ли не до 13 000, заставил меня отложить покупку до лучших времен. И они, наконец, настали.

На весенней распродаже мне удалось приобрести HE-400i всего лишь за 12 800 рублей. Уверенность подкрепила и отправка с территории России — никакого длительного ожидания, знакомая ранее курьерская служба. Первоначально я подключил наушники к Sound BlasterX AE-5 и выставил «нормальный» уровень усиления — запас по громкости у него неприлично велик. Но вскоре пришлось переключиться на «высокий»: громкость-громкостью, но для «магнито-планаров» с низкой чувствительностью нужен источник с как можно более высокой выходной мощностью. И чем она выше, тем четче становится звучание, особенно на «низах».

Что я впервые ощутил, когда надел «изодинамы» от HIFIMAN? Внушительный вес, но помимо него — чувство растерянности. Звук в них показался настолько масштабным, что с непривычки просто не давал сосредоточиться на чем-то конкретном. Каждая инструментальная партия буквально витает в воздухе: хочешь вслушаться в нее получше, но тут же обращаешь внимание на соседнюю, которая ничуть не уступает ни по разборчивости, ни по детализации. Возникает этот эффект, не только благодаря гораздо более широкой сцене, чем в HD 599, но и особенности звукоизвлечения в «магнито-планарах». Их мембраны куда тоньше классических динамиков и способны передать даже самые мельчайшие детали музыки. Если в сольной партии скрипки использовалось вибрато, вы прочувствуете его в полной мере. При прослушивании щипковых инструментов можно различить неравномерные колебания струн, затухания и призвуки. И все это расположилось внутри сцены, форма которой наиболее характерна именно для магнито-планарных излучателей: вокруг головы, словно голограмма, возникает слоистая сфера звуковых образов.

Амплитудно-частотные характеристики полноразмерных наушников из моей коллекции. Красной жирной линией обозначены Audio-Technica ATH-M50x

Если посмотреть на приведенные выше графики АЧХ, может показаться, что HE-400i практически ничем не отличаются от HD 599 — и это главное заблуждение объективных измерений звука без личного прослушивания. Они одновременно и похожи, и сильно разнятся. Акценты и компенсационные провалы на определенных частотах дают обоим наушникам воздушный и светлый звук, но HD 599 уступают конкурентам по детализации и масштабности «середины» и «верхов». «Низы» у «немцев» на слух выделены чуть больше, «китайцы» же в ответ демонстрируют умение играть упругий саб-бас. Этим они мне напомнили своих соотечественников TRN-VX. Низкие частоты у HIFIMAN на удивление ровные и глубокие, но на недорогих источниках вроде Sound BlasterX AE-5 по детализации и слоистости уступают средним и высоким. Стоит только подключить мощный усилитель от S.M.S.L, как басы мгновенно преображаются: появляются текстура и масштаб. Если звучание HD 599 ассоциируется с бархатом, то HE-400i хочется сравнить с хрусталем. Звук чистый, прозрачный, в меру аналитичный. При этом «китайцы» стараются прибрать резь, сибилянты, откровенные недостатки записи и не ударяются в излишний микроконтраст: длительность вашего нахождения в них ограничено давлением не на барабанные перепонки, а на макушку: конструкция тяжелая, особенно после практически невесомых HD 599.


Снежная королева

Мне настолько пришлись по вкусу подача и звучание HE-400i, что я задался вопросом: «А может ли быть еще лучше?» Модельный ряд HIFIMAN достаточно велик, и помимо бюджетного и среднего сегмента в нем присутствует далеко не одни представители Hi-Fi (и мифического Hi-End) класса. Интерес подстегивали и обзоры западных аудиофильских YouTube-каналов, все как один назвавших HIFIMAN Sundara лучшими наушниками в своей ценовой категории. Версия 2020 года щеголяет исключительно нейтральной подачей, к которой я не притрагивался со времен Sennheiser HD 215-II, так что дождался крупной летней распродажи на AliExpress и купил ее за 24 500 рублей — такую цифру я платил за наушники впервые. Примерно в то же время был приобретен набор S.M.S.L SU-9+SH-9, вдохнувший новую жизнь в обе пары «магнито-планаров», благодаря своему ЦАПу, высочайшей выходной мощности и возможности балансного подключения.

Первое, что хочется сказать о Sundara — по уровню детализации она расправляется одной левой не только со всеми ранее купленными мной наушниками, но и с теми, которые я слушал в магазине Doctor Head в ценовом диапазоне до 30 000 рублей. Нейтральный тюнинг и магнито-планарная мембрана нового поколения позволяет в полной мере прочувствовать каждый нюанс композиции. Слоистая голографическая сфера с музыкальными образами немного меньше в диаметре, чем у HE-400i, но она более прозрачна, сами образы щеголяют микро-контрастом и меньше тяготеют к центру воображаемой сцены. Несмотря на обилие деталей, общая картина не распадается на набор звуков.

Амплитудно-частотная характеристика HIFIMAN Sundara (2020)

Отдельно хочется отметить скоростные характеристики Sundara. Из всех наушников, что мне довелось послушать, у нее самые хлесткие и быстрые низкие частоты. В отличие от HE-400i и HD 599 подъема на мид-басе нет, зато саб-бас держится молодцом вплоть до 30 Гц (чем, кстати, не могла похвастаться версия 2019 года). Благодаря этому, Sundara идеально отыгрывает сложную электронную музыку, джаз-фьюжн и прогрессив-метал, где басовым партиям обычно уделяется особое внимание. Текстура «низов» без труда прослушивается даже несмотря на их клиническую ровность и отсутствие звукового давления, присущего динамическим излучателям.

Средние и высокие частоты можно сравнить с HE-400i с поправкой на возросшую детализацию. Тем не менее, отличия в подаче все-таки есть. Во-первых, вокал кажется более близким и интимным — не на уровне Sennheiser HD 650, конечно, но слушать его одно удовольствие. Во-вторых, «верха», несмотря на неуемную энергию, скорость и заметный подъем, относятся к слушателю лояльнее (если, конечно, музыка записана и сведена качественно). Да и в целом, весь частотный диапазон Sundara воспроизводит будто бы играючи, умудряясь выдавать максимальное количество деталей при минимальной нагрузке на уши. И на макушку: гибкое оголовье равномерно распределяет 372 грамма веса без излишнего давления где бы то ни было.


Бог грома

Итак, ультимативным средством прослушивания с нейтральным и аналитичным звучанием для меня стала Sundara. Но существуют ли в ее ценовой категории столь же детальные динамические наушники, при этом с музыкальной и увлекательной подачей? Прослушивание десятков различных моделей в Doctor Head не оставляло шансов на подобный исход. Однако китайцы и здесь не подвели: практически не известная никому компания HarmonicDyne сумела ворваться в нишу с самой высокой конкуренцией, оставив позади большинство именитых брендов.

Встречают, как говорится, по одежке, и HarmonicDyne Zeus я встретил в массивном черном кейсе. Внутри помимо самих наушников и макулатуры расположился качественный балансный кабель, оканчивающийся моднявым «пентаконом», с переходниками на стандартные «джеки» 3,5 и 6,3 мм. Для полной идиллии не хватило только адаптера 4-pin XLR. Зато зачем-то положили 2 ключа для закрытия кейса на замок. Позеры!

Дизайн у Zeus спорный: сочетание металла и черного пластика с деревянными вставками и чашами поначалу смотрится аляповато. Зато какие на них решетки из нержавейки! В целом «Зевсы» сидят удобно: обивка внутренней части оголовья достаточно мягкая, механизм регулировки по высоте прекрасно держит настройку, амбушюры из микрофибры, напоминающей алькантару, глубокие, пухлые и целиком охватывают уши.

Когда речь заходит о звучании, хочется подбирать самые разные эпитеты. Массивное, масштабное, слоистое, увлекательное? Имея в своем арсенале 50-миллиметровые бериллиевые динамики, HarmonicDyne постаралась объединить все доступные для 350-долларовой ценовой категории достоинства. Сцену «Зевсы» строят по образу и подобию Sennheiser HD 599: виртуальная область преимущественно перед лицом с точечным расположением инструментов. Только она заметно шире, звуковые образы несравнимо крупнее, а малейшее изменение их позиций передается с высокой точностью. Если играет соло-скрипка, будьте уверены, что сможете уловить перемещение смычка по струнам из стороны в сторону, будто бы находитесь в нескольких сантиметрах от нее. По проработке призвуков и затуханий Zeus ничуть не уступает Sundara, но в отличие от нее подает музыкальный материал более сфокусировано. Обратная сторона медали — требования к качеству записи все-таки повыше.

Амплитудно-частотная характеристика HarmonicDyne Zeus

А вот чем «Зевсы» в корне отличаются от своего магнито-планарного конкурента, так это окрасом звучания. Подъем от мид-баса до нижней середины включительно добавляет наушникам теплоты и весомости, но гула и медлительности, характерных для ATH-M50x, к счастью, не наблюдается. Саб-бас хоть и приспущен по громкости, слышно его намного лучше, чем в HD 599. «Низы» Zeus очень рельефные и обладают мощным ударом, что делает их идеальными для прослушивания рок- и метал-жанров.

Часто акцентированный бас затмевает собой «середину», но и здесь «Зевсы» нашли, чем удивить. Они настолько умело разделяют инструменты, что «тело» музыкальной композиции буквально выкристаллизовывается на переднем плане, оставляя нижние частоты на фоне. Мужской вокал и гитары тяготеют в теплоту, в то время как женский вокал, скрипки и клавишные остаются относительно нейтральными. Чем выше частота, тем активнее бериллиевые динамики показывают свой характер. «Верха» искристые, немного холодные и имеют впечатляющие скоростные характеристики. Дабы предотвратить дисбаланс в звуковом профиле, HarmonicDyne немного снизила их громкость до комфортного уровня. Таким образом, несмотря на далекий от нейтрального тюнинг, «Зевсы» умудряются сохранять высокую детализацию по всему частотному диапазону. Похвастаться этим могут разве что динамические наушники более высокого класса и «магнито-планары».

***

Поиск подходящего звучания — затяжной и ресурсоемкий процесс. Китайские аудиофильские бренды пока еще не успели в полной мере обосноваться в российской рознице. Поэтому устроить в магазине прослушивание и на его основе выбрать подходящую модель вряд ли получится. Приходится ориентироваться на обзоры, графики измерений и пользовательские отзывы, но даже в этом случае можно получить не совсем то, что хотелось изначально. Мой личный опыт оказался сугубо положительным: меньше чем за год я не только перешел на связку аппаратуры более высокого класса, но и, не раз переслушав свою музыкальную библиотеку, открыл для себя заново некоторые произведения. Как несложно догадаться из текста данной статьи, моими основными наушниками, в итоге, стали HIFIMAN Sundara и HarmonicDyne Zeus — словно Инь и Янь. Когда хочется нечто среднее между ними, в дело вступает HIFIMAN HE-400i. Sennheiser HD 599 и Audio-Technica ATH-M50x теперь использую исключительно по настроению: они по-своему хороши (особенно учитывая ценники), но тягаться с лидирующей тройкой в полной мере не в состоянии.

Нажмите для увеличения


Honorable mention

С наушниками, имеющими V-образную подачу, все относительно просто — это самый популярный звуковой профиль на рынке, и найти достойную модель даже в бюджетной ценовой категории вообще не составляет труда. Но как быть, если хочется что-то аналитичное и нейтральное, но нет возможности или желания выкладывать $300-350, а уши кровоточат от «песочащих» высоких частот Beyerdynamic? На помощь пришла компания Sennheiser со свежей моделью HD 560S, продающейся по розничной цене в 15 000 рублей. На первый взгляд, это типичный представитель пятисотой серии, но внутри классического пластикового корпуса скрываются настоящие аудиофильские монстры. Для этой модели разработали новые динамические излучатели, и ведут они себя совершенно иначе, нежели оные в HD 599. Во-первых, АЧХ основательно выровняли в нижнем диапазоне: верхний и мид-бас — опустили, саб-бас — подняли. Во-вторых, сцена теперь представляет собой не фронтальный конус, а, скорее, вытянутый вдоль слуховых проходов эллипсоид. В-третьих, выросла общая детализация звука. До скоростных характеристик и проработки HIFIMAN Sundara новичок все еще не дотягивает, но с легкостью обгоняет Beyerdynamic DT 880 и 990 Pro, цена которых медленно, но верно приближается к 20 000 рублей. А это уже серьезное достижение!

Амплитудно-частотные характеристики Sennheiser HD 599 и 560S

P.S. Выражаю благодарность Rainmaker за возможность ознакомиться с Sennheiser HD 560S.

Для подготовки статьи использованы материалы с веб-сайтов:

https://reference-audio-analyzer.pro/

https://doctorhead.ru/

https://aliexpress.ru/

https://headphones.com

https://www.youtube.com/c/TheHEADPHONEShow

Комментариев нет:

Отправить комментарий