Автор: Белозеров Дмитрий
Дата написания: 27.10.2011
Дата последней правки: 02.06.2013
Возрастное ограничение: 18+
Возрастное ограничение: 18+
[Сокращенная версия для Игр@mail.ru] 27.11.2011
Жанр:
|
Action/Stealth
|
Разработчик:
|
Kojima Productions
|
Издатель:
|
Konami
|
Страна:
|
Япония
|
Дата выхода:
|
2008
|
Платформы:
|
PlayStation 3
|
Похожие игры: Metal Gear Solid Series, Splinter
Cell Series
Игровая
индустрия не знает столь же серьезной и легендарной серии как MGS. Хидео Кодзима, вместо того чтобы
клепать одинаковые игры по лекалу, пытается сделать нечто более возвышенное,
пронести через сюжет какую-то важную мысль. MGS – это полностью авторская работа. Даже на
маленькой PSP Кодзима умудряется выдавать шедевры, достойные домашних консолей. Стоит
ли говорить о реиграбельности серии?
MGS4 был одной из первых игр, которую я купил на PS3. Как обычно бывает, первые
впечатления всегда ярче, а «розовые очки» не дают объективно оценить проект.
Запустив недавно шутер Haze, от которого я три года назад получал искреннее
удовольствие, сейчас невольно ворочу от него нос. Во-первых, он устарел,
во-вторых, за три года отношение к играм стало куда более серьезным. Устанавливая
на обновленную PS3 Metal Gear Solid 4, я ожидал, что не получу
тех самых ярких эмоций. Но на удивление MGS4 играется также интересно, как и в
первый раз. Да, «вау-эффекта» больше нет, но на передний план вышли детали,
которые раньше можно было не заметить. Одного прохождения для такой игры
недостаточно. Она настолько обширна и поднимает чуть ли не философские темы,
что не укладывается в голове. После первого прохождения остается много
вопросов, во время второго, пробуешь более высокий уровень сложности и делаешь
уже упор на геймплее. А после третьего прохождения, где ты уделяешь одинаковое
внимание всем составляющим игры, складывается очень целостная и монолитная картина.
Да, MGS4, несмотря на очевидные недостатки в геймплее, – шедевр, который нельзя
пропускать ни одному ценителю игр со смыслом.
Сюжет
является одновременно и достоинством, и недостатком. Если рассматривать его
в целом, то он достаточно глобален для видеоигры. Чтобы разобраться в
нем полностью, нужно знать историю всей серии, причем, желательно досконально. Также вызывают нарекания некоторые моменты, неоднозначно подогнаные под сценарий предыдущих частей. Но! Как
только включаешь игру и начинаешь вникать во все ее тонкости, становится
понятно: какой бы сценарий не был шероховатым, он сделан со старанием и
деталями, очень несвойственными для современной игровой индустрии. Каждая
сценка, каждый ролик проработан так, что просто диву даешься. Очень много
точечной анимации, большое внимание уделено мимике и выражениям героев. Один
только взгляд немногословного Солида Снейка говорит куда больше, чем тысячи
шаблонных фраз героев голливудских боевиков. Придраться к постановке и
режиссуре практически невозможно, чуть портят их только технические особенности
движка (загрузки между роликами несколько разрывают повествование). Бытует мнение, что блокбастеры умеют делать только американцы, но и MGS, будучи японской игрой, может в
нужный момент дать жару. Только воспринимается он не как «попкорн», а как очень
уместный пафос и гений режиссуры, который не скатывается в постановку ради
постановки. Самое главное достижение – плавный переход ролика
непосредственно к самой игре. Не доводилось видеть ничего подобного в других проектах.
Это только один из зрелищных кадров. Большую часть роликов хочется пустить на открытки
При таком
раскладе Кодзима просто не мог сделать картонных и шаблонных персонажей. Каждый
из них – личность. Причем, личность со своим характером, мотивами и
отпечатком прошлого. В центре повествования находится Солид Снейк, который стал
одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. Но и здесь Кодзима решил преподнести нам сюрприз – Снейк предстает в виде умирающего сорокалетнего старика
(побочный эффект клонирования), который отправляется на свою последнюю миссию,
в результате заканчивающуюся совершенно неожиданным образом. Снейк полностью
отдает себе отчет, что жить ему осталось гораздо меньше года, поэтому решается
спасти мир (спасти ли?) от своего давнего врага, родного брата, Ликвида. Но
благие с первого взгляда намерения Снейка ближе к концу становятся как минимум
неоднозначными, даже начинаешь понимать, что Ликвид – это вовсе не картонный
злодей, а революционер, который борется за свободу человечества, как этого
хотел генетический отец братьев – Биг Босс. В этот самый момент, уже знакомые
персонажи, окружающие Солида Снейка на протяжении всей игры, показываются с
совершенно другой стороны, и мозг игрока просто разрывается на части от
осознания глобальности происходящего. Помимо Снейков нам встретится Найоми
Хантер, действия которой не дает покоя всю игру, Райден – протагонист MGS2, который с первого вгляда сильно
изменился, но глубоко в душе так и остался сентиментальным нытиком, полковник
Кэмбэл, наставляющий Снейка, Отакон, помогающий ему ориентироваться в миссиях,
Мэрил, работающая параллельно с главным героем. Но лучиком света во всем этом
хаосе является маленькая девочка Санни – дочь Ольги из MGS2. Кодзима намеренно ввел подобного
невинного персонажа, чтобы несколько разрядить тяжелую как свинец атмосферу
игры. Была также попытка сделать этакого «смешного» героя – Акиба, но здесь у
мастера серии ничего не получилось. Сценки с его приступами диареи откровенно
фальшивы и рвут на куски цельное серьезное повествование. Хорошо, что позже
Кодзима одумывается и прекращает откровенный фарс. Помимо вышеперечисленного,
нас ждут изрядно постаревшие герои MGS3, которые связывают воедино (пускай,
местами и кривовато) сюжетные линии всех игр серии.
Финал MGS4 – это отдельный, совершенно
необычный даже для самой игры экспириенс. За час реального времени мы успеем
увидеть и сентиментальные моменты, и срывание покровов, и местами
несвойственный MGS оптимизм.
Обсуждать конечный ролик – дело неблагодарное. Кто-то полезет от него на стену
с желанием кинуть в телевизор что-нибудь тяжелое, кто-то будет смотреть его как
завороженный. Такое контрастное по эмоциям заключение великой серии могли
сделать только в Японии. И какие бы чувства не оно не вызывало лично у вас,
отрицать оригинальность просто нельзя. Тем более, немногие игры вообще
вызывают чувства. Спорить, провальна ли концовка или нет, бесполезно. Кодзима
мыслил какими-то совершенно отрешенными от мира сего материями.
Геймплей в MGS4 оказался куда более приземленным.
Но, тем не менее, если вы думате, что это банальный стелс-экшен, то немедленно
передумайте. Первые уровни все еще напоминают скрытные похождения Сэма Фишера,
но со своими особенностями. Например, кроме стандартной для жанра полоски
здоровья разработчики добавили достаточно необычную шкалу психической
стабильности. Так как Снейк по состоянию организма постарел примерно до
состояния семидесятилетнего деда, он начинает подвергаться сильному стрессу во
время особо жарких перестрелок и ситуаций. Уровень психической стабильности
влияет на скорость регенерации здоровья и тремор рук во время прицела. Если в
спокойном состоянии Снейк способен разить врагов наповал из снайперской
винтовки точно в голову, то при сильном стрессе попасть в цель становится
практически невозможно. Так что если вы предпочитаете снимать врагов с дальней
дистанции, позаботьтесь о том, чтобы герой не сильно волновался. Для этого надо
периодически отлеживаться в безопасном месте или пару минут послушать музыку из
iPod, в котором
содержатся треки из предыдущих частей серии.
Силе воли старого Снейка можно только позавидовать
Стелс
стандартен со всеми своими условностями начала 2000-ых годов. Стоит только
поднять тревогу, как со всех сторон попрут враги в неограниченных количествах.
Что же касается условности «меня не видят в тени», то здесь Кодзима вообще
решил сделать все по-своему. Снейк носит костюм OctoCammo, который помимо функции экзоскелета
обладает еще и возможностью мимикрировать под стены и пол. Стоит только
прижаться к любой поверхности, как костюм тут же скопирует текстуру. Позже
можно будет изменять лицо (маска OctoCammo) и даже маскироваться под
гражданских. При должной сноровке можно переползти поле боя с десятком
противников, ни разу не выстрелив и не попавшись на глаза.
Если же вы
предпочитаете физический контакт, то тут пригодится CQC. Просто подкрадитесь к врагу и
проведите обезоруживающий захват. После этого его можно либо прирезать ножом,
либо оглушить.
Примечание
автора:
Грамотное использование CQC пригодится в
достаточно сложной битве с боссом.
Никто не запрещает использовать и
старое доброе огнестрельное оружие. Арсенал пушек достаточно велик, в том числе
есть не летальные образцы. Так как по сюжету использовать подобранное оружие
сразу нельзя, его придется «отмывать» у оружейника за местную валюту. Очки
можно получить за повторный подбор оружия и по итогам выполнения глав. Помимо
этого реализована достаточно подробная система апгрейдов. Банальный M4 можно превратить в тактическую
бесшумную винтовку или в компактный гранатометный комплекс. По олдскульным
законам жанра, герой может носить в инвентаре довольно внушительное число
стволов, но все же приходится копаться в меню снаряжения и подбирать актуальный
на данный момент набор оружия.
Присутствуют
также различные гаджеты, облегчающие жизнь на поле боя. Помимо стандартных
аптечек нам будут доступны устройства Solid Eye и Mk. II. Первый позволяет оценивать
обстановку при помощи тепловизора, бинокля и миникарты, на которой отображаются
замеченные в определенном радиусе люди. Различать врагов и друзей гаджет не
умеет, так что читерства нет, тем более даже в экономном режиме миникарты тратится
заряд батареи. Mk. II же
является минироботом, которым удобно проводить разведку местности. Радиус
действия ограничен, достаточно быстро тратится питание. Но даже за небольшой
промежуток времени можно исследовать окрестности и вырубить электрошоком
несколько солдат. Стелс в MGS4 – это песочница. Никто не запрещает пробовать
различные варианты прохождения, и только в последней миссии вас буквально
заставят действовать на 100% скрытно. Первая, вторая и отчасти третья глава
дают поэкспериментировать вдоволь.
Лучший способ изучить окрестности, не нарываясь на пули
Чем ближе к
концу игры, тем больше стелс перемежается с совершенно несвойственными для него
геймплейными ситуациями. Каноничными для серии являются битвы с боссами.
Сначала они кажутся невероятно сложными, но стоит нащупать тактику, и дуэли
проходят довольно быстро и в вашу пользу.
Примечание
автора:
Не забывайте ставить местные аптечки, - армейские рационы,
в активный слот предметов. Стоит вашему здоровью упасть до нуля, Снейк
автоматически съедает одну порцию.
Помимо боссов
нас ждут зрелищные погони, битва на Metal Gear’ах и даже некое подобие файтинга. И
все эти виды геймплея настолько органично вплетены в игру и перетекают друг в
друга, что просто хочется аплодировать стоя. Да, есть иногда и раздражающие
моменты, но они не в силах испортить впечатление от такой комплексной игры.
Примечание
автора:
Во время брифингов не забывайте о возможности двигаться при
помощи Mk. II. Можно найти дополнительную музыку для iPod, армейские рационы или
врезаться в одного из персонажей, чтобы получить его лицо для коллекции масок Octo Cammo.
Технологически
MGS4 уже не впечатляет. Sub-HD разрешение,
редкие падения частоты кадров, немного пластиковые модели. Но дизайн до сих пор
кажется на очень высоком уровне. Плюс, как уже было сказано выше, прекрасная
анимация, которая делает картинку очень живой. Выглядит игра до сих пор очень
достойно. Звуковое
сопровождение на высоте. И это касается абсолютно всех его аспектов.
Итог:
Metal Gear Solid 4 с легкостью выдержал проверку временем. Это серьезное
произведение искусства с философским подтекстом, которое при этом умело дает Голливуда
и драмы. Если по каким-то причинам вы не прошли этот шедевр – бегом в магазин.
И еще одно: за четыре года к игре не вышло ни одного патча, что для current-gen – большая редкость.
Игровой
процесс:
|
9
|
10
|
Игровой
мир:
|
10
|
|
Графика:
|
9
|
|
Звук:
|
10
|
|
Удобство:
|
8
|
|
Реиграбельность:
|
Да
|
|
Интересный
сюжет:
|
Да
|
Вот это оценка)) Когда MGS HD будешь проходить?)
ОтветитьУдалитьMGS 3 прохожу раз в неделю часа по 2. Только под настроение.
Удалить