вторник, 4 июня 2013 г.

Пройден Metro: Last Light

О вселенной «Метро», придуманной Дмитрием Глуховским, можно рассуждать вечно. И пусть книги далеко не так хороши по меркам западной литературы, мир, описанный в них, вполне мог бы воплотиться в каких-либо других медиа-форматах.


Так и случилось с Metro 2033, которая была перенесена в игровой формат в 2010 году. Чтобы не превратить сей текст в огромный обзор серии, скажу лишь, что посредственный шутер от украинских разработчиков 4A Games оказался отличной игрой. Если рассматривать его как типичного представителя жанра, на свет выползают кривая стрельба, зверски тупой ИИ, неоднозначные геймдизайнерские решения. Но недостатки не отменяют уникальной атмосферы, которая близка и понятна многим гражданам стран СНГ. Для олдфагов игрожура: в Metro 2033 есть душа, с которой просто невозможно бороться. Только за одно это хотелось поставить 9,5 из 10 и гордиться за отечественный игропром. Но если смотреть объективно и без скидок на происхождение, творение 4A Games заслуживает от силы 8 баллов, 8,5 – для совсем уж упоротых фанатов.

Прошло три года, и на прилавках появился сиквел, прошедший через разработнический ад: смену издателя и нечеловеческие условия работы. Несмотря на это, Metro: Last Light оказался во многих аспектах лучше своего предшественника. Сюжет стартует после плохой концовки Metro 2033, где главный герой Артем обрушивает на головы новой разумной расы Черных ракеты, выжигая их «термитник». Теперь наш протагонист – прожженный в боях сталкер, работающий на Орден. В один прекрасный момент до него доходит информация, что не все Черные уничтожены. По приказу полковника Мельника, главы Ордена, Артем отправляется за созданием, чтобы убить его. По понятным причинам, сомнения все же берут вверх, но к тому времени сюжет лихо закручивается, и герой снова попадает в самое пекло: фашисты и коммунисты до сих пор продолжают терроризировать метро. Дальше я рассказывать про сюжет не буду, увидите сами.

Сцена с самолетом пробирает до мурашек. Увы, подробнее рассказать и показать не могу – Spoiler-Alert

Куда больше в Metro: Last Light меня заинтересовала проработка окружающего мира. Если в первой части все было в новинку, и сам факт существования подземной жизни приводил в восторг, в сиквеле разработчики сделали ставку на глубину. Прочитав следующие строки, вы наверно покрутите у виска и назовете меня сумасшедшим, но по уровню работы над вселенной 4A Games вплотную подобрались к шведской студии Starbreeze с их The Darkness и The Chronicles of Riddick. В результате уже изъезженный постапокаллипсис и сама тема метро все еще держат у экрана, да так, что оторваться невероятно сложно. Можно пролететь "по рельсам", расстреливая всех вокруг, забивая на детали, но тогда вы вообще не увидите этой игры. Здесь есть куча диалогов, куча сцен из жизни обитателей метро, просмотр которых, к слову, влияет на концовку. Окончательно мой мозг взорвался, когда я увидел местный Большой театр, где выступление длилось минут 20. После этого осознаешь, что Артем – всего лишь маленький винтик в огромном механизме Метро, живущем по своим собственным законам. Но не стройте иллюзий относительно экосистемы – она тут, как и все остальное, постановочная. Впрочем, постановка выполнена настолько монструозно, что вообще не обращаешь на это внимание. Мир Metro: Last Light складывается из небольших деталей, как паззл. И каждый элемент оказывает большое влияние на конечный результат.

Эротика в Last Light тоже есть. И, что удивительно, после шедевральной сцены с Лиарой из Mass Effect она не вызывает отторжения. Никаких пошлостей и перегибов

Эксплоринг – эксплорингом, но перед нами все же шутер от первого лица. И в этом плане Metro: Last Light тоже не падает в грязь лицом. Из оружия наконец-то стало приятно стрелять, появился хит-маркинг при попадании, сама боевая система обросла твиками и улучшениями. Раздражающий в первой части напрочь кривой стелс привели во вменяемое состояние. Так что устраивать пальбу теперь так же интересно, как и прокрадываться мимо фашистов и красных и оглушать их. Появились и новые монстры, биться с которыми придется по-особому (мне от пауков до сих пор икается). Жаль, что это практически не относится к местным боссам – отожранным зверюгам.

Но одно дело – шутерная механика, другое – как она вплетена в саму игру. И здесь у меня есть некоторые нарекания. Самая большая проблема Metro: Last Light – очень неровный темп боев. Вы то прохлаждаетесь, поплевывая в потолок, то с потеющими ладонями, стиснув зубы, проходите очередной запаренный момент. Я, конечно, люблю вызов, но когда мне после очередного босса, не давая толком отдышаться, сбрасывают на голову очередную порцию мелких врагов, становится не так уж и весело. Стоит ли напоминать, что грамотный геймдизайн должен равномерно размазывать геймплей по телу игры. Впрочем, до Resident Evil 5 украинским разработчикам по кривизне темпа, как до луны пешком, так что не все так плохо.

Примечание:
Есть еще один спорный момент – сменные фильтры для противогазов. Если в Metro 2033 их не хватало, то в Last Light они разбросаны в избытке. Примерно во второй трети игры, у меня набралось их на 53 минуты.


Но не стоит забывать об еще одной важной составляющей шутеров – графике. И бесспорно ПК-версия замахнулась на грядущий некстген. Если в Crysis 3 соотношение картинка/производительность было явно не в пользу последней, в Metro: Last Light оптимизация просто-таки поражает. Конечно, проблемы на видеокартах AMD Radeon никуда не делись с первой части, но немного потанцевав с бубном, я сумел привести игру в чувство на высоких настройках. Здесь прекрасно все: текстуры, освещение, шейдеры, тесселяция. Да и на консолях не все так плохо, хотя эффекта CGI-ролика нет и в помине.

***

Metro: Last Light полностью оправдывает свое название: перед нами Луч Надежды современных шутеров. Многие недостатки оригинала канули в лету, а проработка вселенной вышла на совершенно новый для отечественных разработчиков уровень. Даже на фоне первосортных блокбастеров вроде Call of Duty: Black Ops II или Battlefield 3 игра чувствует себя вполне комфортно. Остается только пожелать 4A Games хороших продаж и дальнейших творческих успехов, как в тандеме с Дмитрием Глуховским, так и без него. Я официально заявляю, что Metro: Last Light безо всяких «но» и скидок на происхождение заслуживает 9,0 баллов из 10.

P.S. Выражаю благодарность Борису Ананьеву за помощь в подготовке этого текста.

Игра протестирована на PC

Комментариев нет:

Отправить комментарий