четверг, 22 сентября 2011 г.

Разработка игр – банальная коммерция или творческий процесс

Тема, на самом деле, очень сложная для разбора. Можно бесконечно переливать из порожнего в пустое, но попытаюсь все-таки рассуждать, исходя из фактов. Итак, что же такое – современная игровая индустрия, исключительно ли она машина для зарабатывания денег или это все же нечто большее. Еще десяток лет назад каждая новая игра была прорывной в жанре, каждый раз мы садились и получали новые эмоции. Но если посмотреть на выходящие сейчас игры, то мы поймем, что ничего подобного уже нет (за редким исключением).  Современная игровая индустрия – это индустрия сиквелов,  где штамповка каждой новой части приносит все больше денег, но при этом сама серия либо нисколько не меняется, либо эти изменения минорны и нужны лишь для того, чтобы оправдать выход сиквела.


В 2011 году это стало особенно заметно. Настолько, что даже режет глаза. Не зная, как увлечь новых игроков, издательства пристрастились к такому явлению как римейки. Если подумать, то их даже слишком много: Beyond Good & Evil HD, Tomb Raider Trilogy HDClassics, Resident Evil 4 HD, American McGee AliceSplinter Cell Trilogy HD Classics, God of War HD Collection 2, Ico & Shadow of the Colossus HD Collection, Devil May Cry HD Collection, Metal Gear Solid HD Collection, Silent Hill HD Collection, HaloCombat Evolved Anniversary. Также к переизданиям с натяжкой можно отнести Mortal Kombat и DeusExHumanRevolution. Тринадцать переизданий/римейков за один год! А теперь посчитайте количество непосредственно нововыходящих игр. Не правда ли, трудновато поверить, что современных проектов все же меньше (в расчет идут игры 8,5-10, т.к. именно они являются значимыми событиями в индустрии и двигают ее)? А теперь попробуйте посчитать совершенно новые тайтлы, то есть не сиквелы. На ум приходят разве что Bulletstorm и L.A. Noire. Так что поздравляю, мы живем в эпоху сиквелов и переизданий классики, на больше индустрия уже не способна.

Несложно понять, что новых жанров уже практически нет. Поэтому глупо ожидать состояния как в 90-ых, когда шутеры еще назывались клонами Doom, а Half-Life показал, как можно сделать в игре хорошую историю. Но проблема даже не в этом. Проблема как раз в том, что даже в рамках уже существующих жанров разработчики не торопятся показывать нам новые идеи. Это, к сожалению, делают лишь единицы, которые полностью проваливаются в продажах (Bulletstorm, Enslaved). Издатели просто не хотят рисковать – зачем вкладывать деньги в новый тайтл, когда можно нажиться на старом. Ну а инди-разработчики зачастую просто неспособны вытянуть свои задумки и идеи по финансовой причине. Единственная компания, которая все еще способна издавать что-то действительно новое – Sony. Достаточно посмотреть на серию Uncharted – она не скатывается в ежегодную сиквелизацию, а каждая новая часть вносит в жанр какое-то разнообразие, а то и вовсе переворачивает его. Это можно отнести и к Gran Turismo. Но это опять же исключение из правил.

Самым ярким примером беспощадной сиквелизации является Call of Duty. Да, ежегодный цикл выпуска налажен таким образом, чтобы каждая игра, тем не менее, разрабатывалась максимум 2 года, но это ничего не меняет по сути, только способствует вылизанности. До сих пор Call of Duty делается на движке id tech 3. Понятно, что он уже множество раз дорабатывался и переписывался. Но почему-то до сих пор Call of Duty не выходит на консолях в HD-разрешении. Представьте себе, банальные 720р мы делать не научились, при том, что визуально с 2007 года игра изменилась слабо. Не хватает мощности железа, скажете вы? Тогда почему Gears of War 2 на Xbox 360 и Killzone 3 на PS3, которые оба смотрятся в разы лучше Call of Duty, поддерживают 720р со сглаживанием? Почему Activision не взяться за ум и хотя бы год отвести на доработку движка (а лучше всего на освоение нового)? Ответ на этот вопрос лежит на ладони – пока Call of Duty будет продаваться тиражом в 25 млн копий, никто и с места не тронется что-либо изменить. «У нас 25 млн проданных копий, зачем нам переводить древний как мир движок хотя бы до минимального HD-разрешения?» - вот вам жестокая реальность. Но проблема тут не столько в издателях, сколько в самих игроках. Откуда по-вашему возьмутся эти 25 млн? Молодое поколение игроков, которое никогда в глаза не видела игры конца 90-ых - начала 2000-ных, просто не может понять, что каждый год кушать одно и тоже – дурной тон. Когда раньше выходил очередной средненький 2,5D-шутер, то все его называли клоном Doom. Почему? Да потому что тогда люди понимали, что простое копирование без каких-либо новых идей – это бездарность. Какой смысл тратить время и деньги на «тоже самое, только чуть-чуть другое». Сейчас же Call of Duty является для многих эталоном шутеров, с которым сравнивают все другие проекты. Вспомните реакцию многих на выход Crysis 2: упреки в кривостях, читерном ИИ. Но если подумать, то чем тот же Crysis 2 хуже очередного Call of Duty? Если начать разбирать обе игры на составляющие, то выяснится, что последний – это морально устаревший шутер с полностью отсутствующим ИИ, находящийся на уровне 2004-2005 года. Ведь индустрия за эти годы ушла далеко вперед, а игра нам предлагает только одно – круто сделанные скрипты и… все. Игрокам больше не нужен интересный геймплей, сюжет, проработка мира, персонажи, графика нормальная, в конце концов. Все что нужно современному молодому геймеру – это 10 взрывов в секунду, русский спецназ в качестве врагов и полное отсутствие логики происходящего на экране. Какой тут к черту стелс, нанокостюм и захватывающий сюжет Crysis 2? А ИИ? Он же напрягает игрока, заставляет использовать геометрию уровней, применять особое оружие? А где автомат М4 вообще?

Но, как оказалось, Call of Duty – далеко не единственная жертва «дойки» франчайза. С недавних пор эту обязанность взяла на себя французская корпорация Ubisoft. Речь идет, конечно же, об Assassins Creed. Вспомните вторую часть, насколько идеально она была сделана, насколько новые эмоции она давала. Эпоха Возрождения в открытом мире. Но потом серия была поставлена на поток. Представьте, каково это проходить игру с открытым миром каждый год при том, что нам подсовывают одно и то же. Ну да, сюжет новый, да чуток изменился геймплей. Но последний Brotherhood уже не выдерживал сравнения со второй частью сериала. Вроде тот же уровень исполнения, только откуда-то появились нелогичные условности в миссиях, да и рано или поздно игры с открытым миром начинают надоедать, какими бы интересными они не были, потому что банально слишком много контента. И если Call of Duty проходится за 6 часов и забывается до следующего ноября, то Assassins Creed с ходу не пролететь. В такие игры обычно проходят порциями. И получается так, что закончили вы Assassins Creed, а тут, оказывается, выходит новая часть, которая мало чем отличается от предыдущей. Будет ли у вас желание в нее играть? Лично меня уже начало воротить. Но судя по продажам, «пипл хавает», а что еще нужно издателям?

На фоне подобных сиквелов выпуск HD-переиздания старых игр смотрятся как панацея. Вот он шанс, показать молодой аудитории, как раньше делали игры. Но разве это что-то изменит. Кто из современных подростков, будучи в своем уме (хотя скорее наоборот, но это относительно), сядет за переиздание Resident Evil 4? Там же убивают в самом начале! И получается, что рады таким вот дозам ностальгии только «олдскульщики», у которых появился шанс посмотреть на любимые игры молодости в высоком разрешении. Школота же продолжит мастурбировать на графику оригинального Crysis (во втором-то технологии Dx9 хуже, а чтобы увидеть Dx11 надо родителей на новую видеокарту разводить) и покупать каждый год Call of Duty (что странно, ведь там графика плохая). Так и живем…

Комментариев нет:

Отправить комментарий